3

Всегда говорят "мИзер", но недавно узнал, что правильно "мизЕр". Это правда?

3 ответа 3

3

В слове МИЗЕР ударение может ставиться и мИзер, и мизЕр — в зависимости от смысла.

1. только: мизер. При игре в преферанс: обязательство игрока не взять ни одной взятки.
  2. только: мизер. Разг. Очень малое, мизерное количество чего-л.
    И такого мизера тебе жаль! Ограничиться мизером. < Мизер, нареч. только: мизер. Совсем мало, почти ничего. Соли осталось мизер.
4
  • Не являюсь специалистом, но откуда-то вспоминаю, что нужно говорить "мизЕрный". А ведь прилагательное соответствует второму смыслу! Кстати, верно ли, что второй смысл слова "мизер" произошел от первого (как переносное значение)? Сама я скажу, конечно "мИзер", тем более, что в преферанс не играю :))
    – DocentI
    3 авг 2012 в 23:56
  • Нет - оба раза. Я вам в тексте ответил.
    – behemothus
    4 авг 2012 в 1:13
  • DocentI, вы правы. Можно говорить и "мизЕрный" и "мИзерный".
    – Серж
    29 авг 2015 в 17:59
  • Серж, вы бы почитали другие ответы, прежде чем делать такие выводы. Говорить-то можно, только смысл разный. Да и сама Docentl не ставит так вопроса, что можно "и так, и так".
    – behemothus
    29 авг 2015 в 20:41
2

Малое количество — ми́зер;
обязательство игрока в преферансе — мизе́р.

1

Не буду спорить в отношении нормативности, но общаясь с заядлыми преферансистами очень редко слышал "мизЕр" от игроков не самого старшего возраста.

Не являюсь специалистом, но откуда-то вспоминаю, что нужно говорить "мизЕрный". А ведь прилагательное соответствует второму смыслу!

Нет. К значению "недостаточный", "крайне малый" (это значение считаю основным) прилагательное - мизерный.
Мизерный - это только по отношению к преферансу (и ещё некоторым играм).

Кстати, верно ли, что второй смысл слова "мизер" произошел от первого (как переносное значение)?