2

Противопоставление можно назвать главным признаком раздельного написания частицы НЕ: не далеко, а близко; не веселый, а грустный.

Противопоставление может быть явным и скрытым, вот пример скрытого противопоставления без союза А: Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал

Но противопоставление может просто подразумеваться. Если мы что-то отрицаем, то это что-то можно как-то мысленно обозначить или это возможно не всегда?

И вопрос: Всегда ли отрицание каким-либо образом связано с противопоставлением?

Я возвращаюсь к ответу Грамоты.ру

Вопрос № 298614 Необязательно или не обязательно?

В зависимости от контекста возможно слитное или раздельное написание (второе - при подчеркивании отрицания либо при противопоставлении).

Здесь противопоставление с отрицанием однозначно не связаны.

2

Противопоставление обязательно предполагает отрицание (Я не врач, а фармацевт), обратное неверно (Я не врач - никакого противопоставления, а отрицание налицо).

вот пример скрытого противопоставления без союза А: Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал

Да, но здесь раздельное написание объясняется гораздо проще: слово ненебеса не существует в русском языке. Носитель языка ведь почти всегда может сказать - существует слово в языке или нет. Иностранцам труднее.

8
  • Спасибо за ответ и за интересный пример. Вы врач? - Я не врач, а фармацевт. Это явное противопоставление. Но если не назвать свою специальность, то противопоставление все равно будет присутствовать, но в «непроявленном» виде. Вот что я имела в виду. – Sharon 17 дек '18 в 18:09
  • Вряд ли с вами многие согласятся. Что значит "непроявленный" вид? Всё это очень умозрительно. Зачем усложнять - я просто отрицаю, что я врач. – user3758 17 дек '18 в 18:16
  • В общем, Вы правы, что усложняю, для правописания это, как правило, не нужно. Да вот только о каком противопоставлении говорит Грамота.ру в своем ответе, объясняя выбор обязательно/не обязательно? – Sharon 17 дек '18 в 19:20