2

Какая разница по смыслу:

Лодку унесло ветром. (безличное предложение)
Ветер унес лодку. (личное предложение)

2
  • Впервые встречаю такое предложение "Мне голодно". Я не специалист по русскому, но возможно там было опечатка вместо "Мне холодно"
    – Dr.Aygun
    23 мая 2018 в 15:57
  • Есть принцип: "Не уверен — не обгоняй". Ответ должен быть обоснован, а сомнениям место в комментариях. Из Нацкорпуса: Ночевать хочу в лавре, здесь мне голодно, неприютно. [А. Н. Толстой. Петр Первый. Книга первая (1930)]; А мне голодно, да и скука съела. [И. А. Бунин. Веселый двор (1911)]
    – М_Г
    23 мая 2018 в 16:48

3 ответа 3

2

По смыслу разницы нет, но в безличном нам важнее объект воздействия, а в личном - субъект.

Мы хотели порыбачить, но лодку унесло ветром. Не столь важно почему, главное мы остались без лодки.

Разыгралась сильная буря, и ветер унёс лодку. Ветер был такой сильный, что даже унёс лодку (а мог бы и что другое, это не так важно).

2

Безличные предложения описывают действия и события как стихийные, не зависящие от воли человека. Хотя субъект действия в таких предложениях может присутствовать, но он выражается не именительным, а косвенным падежом. Субъект в безличных предложениях не важен: нас интересует только действие, но не "действующее лицо".

Рассмотрим примеры:

1) Мы вдвоем с Рожковым принялись подтаскивать лодку, чтобы ее не унесло ветром и течением, а остальные люди побежали к камням. [В. К. Арсеньев. В горах Сихотэ-Алиня (1937)]

Здесь безличное предложение позволяет автору не фиксировать внимание читателя на ветре как таковом и не воспринимать как в качестве присутствующего субъекта.

2) Сравнить: Пока мы обнимались, ветер унес зонтик в море. [Геннадий Алексеев. Зеленые берега (1983-1984)]

Здесь особая тема: мы и ветер. Представление ветра третьим присутствующим лицом не мешает описанию событий.

1