0

Я учитель, правда не русского языка, а математики, и у меня есть ученица. Её фамилия - ЯмИнова, я, произнося ее фамилию ставлю ударение на И, а она впадает в истерику и кричит, что она Яминова, ударение на Я, не могу я так произносить, у меня язык сводит. А как правильно?

3 ответа 3

3

Так, как принято в семье.

2

Я присоединяюсь к ответу Алена7.

Плохо, что ученица кричит в разговоре с учительницей, но тут она права по сути. В русском языке, как, впрочем, и в большинстве других, на имена собственные нет единых правил. Для фамилии - за редчайшими исключениями - считается правильным то и только то ударение, на котором настаивает её носитель.

Вам совет: произносите примерно как "Маминова" с заменой первого звука. Тут вам язык не сведет?

//===================

А фамилия-то оказалось интересной. Конечно же, к яме-канаве, как, может быть, полагает ученица, никакого отношения не имеет.
Я был "на все что" уверен, что она образована от тюркского имени Ямин (идущий первым - прям тезка Гайдара); ударение, естественно, на втором слоге, поэтому учительницу можно в чем-то понять.
Оказывается, не всё так просто. Вот попалась версия, что это от "яма" - почтовой станции, и не только станции, от яма образованы "ямской", "ямщик" и проч. Тогда ударение на Я объяснимо. Другое дело, что я никогда не сталкивался со словом "ямин" в отношении чего-то ямского, ямщицкого, будь то притяжательное прилагательное или субстантив.

//===================

Лирическое отступление или История о том, как не смогли договориться три еврея.